Почему женщинам неловко принимать подарки и деньги от мужчин?
Вопрос о том, как и надо ли принимать женщине подарки от мужчин, несмотря на свою популярность, разбивается на множество уточнений по ситуации. Тем не менее определенная практика в обществе сложилась. Недавно я оказался свидетелем нетипичной ситуации в парфюмерном магазине, редкой, но не единичной. Девочка лет 7 подошла к прилавку, где были выставлены тушь и румяна, достала из рюкзачка металлическую коробочку, высыпала на ладошку мелочь «десятирублевками», пересчитала, грустно вздохнула и направилась к выходу. Специально я ее не догонял, однако в дверях мы встретились. Пропуская меня вперед, она сказала «пожалуйста» и придержала для меня дверь, а я был адекватно вежлив и сказал «спасибо». Уже двигаясь по инерции от магазина, на ходу, я посмотрел ей в лицо и спросил: «Может, тебе денежку добавить?» Она, тоже глядя мне в глаза, сказала: «Нет, спасибо». Все было донельзя искренне, и уже после (все мы сильны задним умом) я подумал, что надо было схитрить примерно так. Сказать «смотри сюда» или «следи за моими руками», пройтись еще раз мимо нее и случайно обронить на землю бумажку рублей этак в 50 ценностью, и удалиться, не оглядываясь. Девочку, возможно, инструктировали дома, и это недурно, с точки зрения безопасности ребенка. Возможно (но вряд ли), она из аристократической семьи, где родители бедны, но горды — такие еще встречаются. Не важно. Тем не менее случаи, когда у некоторых самостоятельных девушек и взрослых женщин возникает чувство вины или неловкости, если надо принять подарок или деньги от незнакомого мужчины, возникают нередко. У французов есть поговорка vous devez payer — «за обед нужно платить», установки воспитывают с детства с убежденностью, будто за всё нужно платить или что-то отдавать взамен. Фото: Look Studio on Unsplash Самооценка женщины в этом случае не падает и не возвышается, однако сама ситуация предполагает «особенные отношения». Речь о взаимной выгоде или «обратной услуге» на манер того, как в стародавние времена аристократы «отдавали визиты». Девиации самооценки в рассматриваемом аспекте зависят от нескольких факторов, в частности от отношения к конкретному мужчине, с учетом того, что любые отношения могут иметь перспективу. От того — насколько мужчина посторонний, родственен ли (это фактор укрепления доверия) и более всего в его природной или интеллектуальной привлекательности для конкретной женщины (мужской формы и сути). Женщина стремится лавировать между двух опасностей, во многом нагнетаемым обществом и устоявшимися традициями, иногда статусом — находится между страхом «показаться доступной» и опасностью «разочаровать потенциального партнера». Возможно, в этой сентенции предложен сугубо мужской или субъективный взгляд. Но эти мнения сложились не вчера. Страх показаться «меркантильной» также может помешать принимать щедрость от мужчины. Прошлый отрицательный опыт общения с мужчинами, которые в обмен требовали «услуги» в той или иной форме, тоже влияет. Причем любой опыт влиятелен уже потому, что обладает накопительным эффектом. Чувство дискомфорта при принятии подарка, как правило, поощряется навязанными в обществе стереотипами и усугубившимся значением фактора безопасности женщины. Действительно, проще не принимать подарки в сомнительных ситуациях, нежели испытывать на себе подчас непредсказуемые последствия мужского внимания с перспективой токсичных отношений. Кто-то может заметить, что «все пустое», дескать, женщина на «раз-два-три» умеет отличать прихоть от навязчивости, нейтральное отношение незнакомца от причудливого приставания в перспективе после провокации с подарком. Однако нельзя согласиться: с учетом огромного количества запросов в поисковой системе глобальной Сети по теме, вынесенной в заглавие, тема интересует очень многих. Не забудем и о том, что в корректном изложении нет и не может быть обобщений. Но есть разные характеры, опыт людей, акценты в воспитании, когда пример родителей культивируется с детства, а дети только повторяют и модернизируют его, особенности гендерных отношений и их перспектив и ситуации. Фото: Icons8 Team on Unsplash Принимать подарки и деньги от мужчины с учетом нейтральности ситуации (а они могут быть разными) нежелательно. Неглупый мужчина сам найдет способ сделать женщине подарок, не вынуждая ее «краснеть» или искать оправдание его инициативе без взаимности и без ощущения зависимости или обязанностей. Всегда можно подобрать и время, и место, и слова, не повторяющие никого и не обижающие одариваемую. Более того, типичный мужчина такое чудо-юдо, что если вы ему нравитесь, то есть находитесь уже на условном пьедестале — он не позволит вам просто так с него шлепнуться. Следовательно, не оставит свои попытки порадовать вас подарком — если имеет возможность и желание к тому благое и непринужденное. Поэтому стиль поведения женщины «согласилась принять, но не сразу» вполне в данном случае оправдан....

Эту статью описывают теги: подарки, история из жизни

Sun, 11 May 2025 00:00:00 +0300

Весна на полотнах русских художников. Как показать обновление, пробуждение и тонкую красоту природы?
Весна в России — не просто смена времён года. Здесь особое чувство, едва уловимое настроение. Зима уходит нехотя, цепляясь за землю последним снегом. Солнце осторожно проникает сквозь тучи, не обещая, но намекая: перемены близко. Для русских художников весна стала не только источником вдохновения, но и метафорой надежды, возрождения, внутренней свободы. Их полотна рассказывают о пробуждении не только природы, но и человеческой души. Саврасов: первые грачи — первые надежды Алексей Саврасов одним из первых научился «слышать» весну. В его картине «Грачи прилетели» (1871) не просто изображение ранней весны, а поэма в красках. Старые деревья, дрожащие в ветре, мокрая земля, ещё холодное небо и чёрные силуэты грачей как предвестников перемен. Картина молчалива и в то же время полна звуков: капели, звона старого колокольчика, шороха тающего снега. Алексей Саврасов «Грачи прилетели», 1871 г., общественное достояние Саврасов показал весну не как торжество природы, а как надежду, робкую и немного грустную. В этом и заключается национальный характер русской весны: она не приходит легко и быстро. Она пробивается сквозь холод и сомнения. Левитан: солнце сквозь лёд и одиночество Исаак Левитан «Март», 1895 г., общественное достояние Исаак Левитан продолжил эту тему в своих пейзажах. Его «Март» (1895) — гимн солнцу, свету и теплу. Но даже в яркости этой картины чувствуется одиночество. Деревянный дом, стоящий среди проталин, будто ждёт кого-то. Левитан всегда писал не просто пейзаж, а состояние души. В полотне под названием «Весна. Большая вода» (1897) весна показана как сила. Разлившаяся река затопляет берега, отражая небо и солнце. Вода скрывает прошлое под своим блеском, смывая следы зимы и старых забот. Исаак Левитан «Весна. Большая вода», 1897 г., общественное достояние «Ранняя весна» (1891) Ильи Остроухова — пробуждение природы, написанное в спокойных и тёплых тонах. Художник ловит хрупкий момент между зимой и настоящей весной. Тёмная, ещё сырая земля, прозрачный воздух, первые проталины и отражения неба в талых лужах. Ветви деревьев ещё голы, но свет скользит по ним обещанием жизни. Картина передаёт не только смену времён года, но и ощущение надежды — тихое, но уверенное. Илья Остроухов «Ранняя весна», 1891 г., общественное достояние Куинджи: весна как стихия и свет Картина Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна» (между 1890 и 1895 гг.). Художник сделал акцент на свете. Его весна — это прежде всего воздух и сияние. Лёгкий туман, мягкие облака, переливы воды. В его работах весна почти эфемерна, как мечта, которую невозможно удержать. Архип Куинджи «Ранняя весна», между 1890 и 1895 гг., общественное достояние Бродский: весна мечты и реальности Исаак Бродский «К весне», 1906 г., общественное достояние Исаак Бродский «К весне» (1906). Представитель более позднего поколения, он писал весну в мирной, бытовой манере. Его работы середины XX века показывают весну как часть повседневной жизни. Весна, близкая каждому, лишённая символизма, но оттого ещё более тёплая. Советские художники: сквозь эпохи Весна не переставала вдохновлять и мастеров советской живописи — продолжателей традиций русских пейзажистов XIX века. Несмотря на идеологическое давление времени, многие художники оставались верны главному: передаче красоты природы и её влияния на душу человека. Особенно поэтично весенние перемены природы чувствовал Николай Михайлович Ромадин. Николай Ромадин «Весенний ручей», 1953 г. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" Картина «Весенний ручей» (1953) — яркий пример этой тонкой поэтики. Скромный сюжет: тающий снег, пробившийся ручей, тёмные стволы деревьев и прозрачный воздух ранней весны. Но за простотой — глубокое чувство благодарности за сам факт пробуждения жизни. Как писал сам художник: «Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего». Весна в русской живописи — не просто сезон, изображение природы, ее пробуждение. Здесь — отражение человеческой души. Художники запечатлели в своих полотнах веру: после любой зимы всегда приходит весна. Светлая, сильная и всегда — новая. ...

Эту статью описывают теги: весна, русские художники, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, советские художники, Николай Ромадин

Sun, 11 May 2025 00:00:00 +0300

Как восстановить ощущение гармонии и спокойствия?
При аффективном расстройстве настроения — легкой форме депрессии— положительные впечатления можно поднять несколькими способами. Результат повлияет на гармоничное восприятие мира, ощущение комфорта и психическое здоровье. Психическое здоровье связано с удовлетворением. Оно может быть в разных формах. Верно замечено, что счастье — не результат, а путь, определяющийся свободой выбора, ею же определяется и успех. Свободой мышления определяется отношение к происходящему. Каких бы успехов мы ни достигали, важно за их реализацией ставить новые задачи. Когда впереди «маячит» новый желанный «приз» — будь то осуществление мечты, развитие личного знакомства или выход на новый уровень независимости от других, человек живет максимально продуктивно и этим доволен. Тогда любые результаты — в радость. Особенности сравнения Из-за индивидуальных характеристик кому-то подходит мысленное сравнение себя с другими в реализации успехов и продвижения, активов, связанных с устойчивостью человека и семьи к сложным ситуациям. Иным более подходят размышления о имеющемся потенциале и возможностях его реализации, то есть работа с сознанием. В первом случае желательно сравнивать не личный результат достижений и собранных активов с активами других людей в настоящий момент времени, а личные достигнутые результаты в сравнении во времени — вчера и сегодня. Пользу нередко дает осознание момента, текущего бытия. Вы живы. Здоровы. Имеете конкретные активы, не только материальные. Никогда не бывало так, чтобы человек не имел ничего и во всех смыслах был полным «нулем» — это небывальщина, утопия. Без сравнения с другими жителями планеты практика удовлетворения «малым» и личностно-ценным дает огромное преимущество против уныния и самобичевания из-за не исполненных, как кажется, возможностей. В большинстве случаев они и не могли быть исполнены, ибо человек действовал в конкретных обстоятельствах, где противоречия, создаваемые в том числе мотивами и интересами других лиц (коммуникаторов), не позволяли этого. Фото: Johen Redman on Unsplash Если в процессе социального соревнования и борьбы человек остался жив, условно невредим и здоров — это уже недурно. А другие борцы уже далече… Вера в мечту Еще один из многих результативный способ сохранить гармонию и хорошее настроение под воздействием многих жизненных сложностей — воспоминания и, главное, вера в достижимость мечты. Мечты о достижениях, может быть, красивой жизни и о прекрасном принце готовы исполниться, если в них снова поверить. Помогут воспоминания из детства и творческое воображение. Представьте, как выходите под овации и достигаете выдающегося спортивного результата или как танцуете свой самый красивый танец. Победа может не быть громкой, а прекрасный принц необязательно верхом на белом коне. Но вера и мечты нередко материализуются, когда благодаря упорству и знаниям к ним прикладываются реальные действия. Пути к спокойствию и гармонии Ощущение гармонии приводит к достижениям во всех сферах жизни скорее и безопаснее для здоровья, чем попытки преодолеть трудности с остервенением и экспрессией. Несмотря на то что есть условно два пути к успеху — активный и пассивный, преодоление и непринятие, главным для результата остается жизнеспособность человека. Даже при выдающемся результате — будь то спортивный рекорд или успех в бизнесе — восприятие радости для человека и, нередко, его близких определяется также тем, не почил ли сам триумфатор в бозе во время или по окончании выдающего пути к «олимпу». Тем не менее путь к эмоциональной свободе доступен каждому. И поможет в этом искусство управления эмоциями. Увидеть причины возникших эмоций и научиться управлять ими — не одно и то же. Мы можем многое понимать, но ищем способы — как эффективно действовать, и непременно хотим победить. Читаем много источников и опытных мнений, вплоть до промежуточных результатов научных исследований. В то время как управление и практические шаги остаются всегда за человеком. После способности понимать другого человека один из самых разумных, хоть и подзабытый путь к управлению эмоциями — опыт старших. Разговаривая доверительно и откровенно со старшими родственниками, можно попросить (спровоцировать на откровенность) их рассказать о своем детстве или активной работе, возникавших и успешно разрешенных ситуациях. Так, с одной стороны, на основе доверия укрепляются отношения между младшими и старшими родственниками или авторитетными людьми, с другой — младшие получают для своего анализа практический и реальный опыт «сдерживания» характера, терпения и иногда смирения. На практике опытом уместно пользоваться так. В сложной ситуации, перед выбором решения из нескольких вариантов не махать рукой в сторону лиц и событий с посылом «туды ее в качель», а уединиться на некоторое время и вспомнить, как бы поступил в подобной ситуации авторитетный для вас человек. Для кого-то это отцы или матери, кому-то ближе кумиры с культом, созданным вокруг них другими людьми. Фото: Adalia Botha on Unsplash Эмоциональная перезагрузка Практика эмоциональной перезагрузки связана с техникой управления эмоциями, разумного сдерживания перед тем, как «высказать» мнение и совершить действие. Осознанный план с опорой на цели и способы его достижения. Другими словами, эффективнее идет по жизни тот, кто «сначала подумал о последствиях, а потом сделал». Почти каждый психически здоровый человек следует этим простым правилам. Но не всегда. Человек отличается от робота или искусственного интеллекта уже тем, что, набирая силу, переоценивает себя или становится не внимателен к деталям ситуации, к желаниям и позициям других людей. Поэтому ошибок действия не избежать. Эмоциональные натуры совершают их чаще. Но они же более чувствительны к другим, более способны на помощь и тепло человеческого участия. Не менее важны ежедневные и систематические упражнения для закрепления навыков. Сознательно приняв установку не обижаться «на стенку» как несовершенство другого человека, в сформированной привычке, вы становитесь менее восприимчивы к недостаткам других. При осознанном подходе результаты в виде разрешения межличностных конфликтов без экспрессии, чувства вины и напряжения, но с ощущением гармонии и покоя улучшают отношения с близкими и авторитетными для вас людьми и проявляются довольно быстро. ...

Эту статью описывают теги: душевное спокойствие, внутренняя гармония

Sat, 10 May 2025 00:00:00 +0300

Женская сумка — аксессуар или часть тела?
Мужчины уверены: сумка — это просто вместилище кошелька, ключей и губной помады. Наивные. Женская сумка — не предмет. Это космос, портал в параллельную реальность, где соседствуют несочетаемое и невозможное: блеск для губ прошлогодней коллекции, три чека из супермаркета, игрушечный динозавр и… болт (зачем он там — не знает никто, но выбросить жалко). Сумка — это продолжение хозяйки. Её маленький мир, её страховка на все случаи жизни и её же спортивная тренировка, если речь идёт о модели размера «макси». Почему сумка — не просто сумка? Потому что она хранит не вещи, а сценарии. Зонтик— на случай ливня. Запасные колготки — на случай колготочных катастроф. Печенье — на случай внезапного голода (своего или чужого ребёнка). И, конечно, зарядка для телефона, потому что жизнь без связи — страшнее фильма ужасов. Если открыть женскую сумку, можно узнать о владелице больше, чем из паспорта. Любит ли она спонтанные поездки? Тогда здесь будут билеты и миниатюрная зубная щётка. Склонна ли к романтике? Об этом скажет записка от любимого или засушенный цветок. А может, она тайный агент? Непременно два флеш-накопителя. Почему одна сумка — миф? Даже если на полке в коридоре всего одна сумка, в шкафу их минимум пять. Или пятнадцать. Потому что к разным нарядам — разные характеры. Маленький клатч — вечерняя дива. Шоппер — деловая прагматичность. Рюкзак — свободный дух. И все эти роли нужны. Иногда — в один день. Фото: Austin Kehmeier on Unsplash Почему содержимое сумки меняется, а хаос остаётся? Женская сумка — как погода в апреле. Сегодня там порядок и цветовые органайзеры. Завтра — экспедиция археолога: чек с распродажи три месяца назад, записка «позвонить Ирине» (какой Ирине?) и карандаш без грифеля. Но хаос имеет смысл. Потому что хаос — готовность к неожиданностям. Почему мужчины не понимают? Потому что мужчинам кажется: если сумка большая, в ней легко найти нужное. Заблуждение тысячелетия. В большой сумке вещи обретают свободу перемещения. Ключи, опущенные минуту назад, оказываются на дне в компании книги, косметички и случайной скрепки. Это не беспорядок, а мобильный квест. Женская сумка — не просто аксессуар. Она спутник, психолог, хранилище, аптечка и сцена для маленьких драм. Пространство, где предметы живут своей жизнью, но всегда готовы прийти на помощь. Фото: Kevin Grieve on Unsplash Почему сумка — ещё и память? Сумка редко бывает просто покупкой. Чаще — она история. Вот эта шоппер-помощница возила с собой студенческие конспекты, а потом первый трудовой контракт. Маленький клатч помнит выпускной бал или тот самый первый вечер-свидание. Даже старая, чуть потрёпанная сумка в углу шкафа может хранить не вещи, а воспоминания. И выбросить её сложно не потому, что «ещё пригодится», а потому, что она всё помнит. Да и новая сумка — всегда чуть больше, чем просто обновка. Она — заявление миру: «Я изменилась и готова к новой роли!» ...

Эту статью описывают теги: дамская сумочка, дамская сумка

Sat, 10 May 2025 00:00:00 +0300

Как научиться понимать друг друга?
Каждый из нас — это уникальный мир, наполненный личными переживаниями, убеждениями и опытом. Когда мы общаемся, мы пытаемся поделиться этим миром с другими, но часто сталкиваемся с непониманием. Почему так происходит? Дело в том, что у каждого человека — своя собственная «карта» реальности, сформированная на основе его индивидуального восприятия. Сюда входят и установки, усвоенные с детства, и семейные сценарии, и собственный опыт, и память об ошибках, и страхи, комплексы и память о неудачных случаях коммуникации. Все это вместе создает свой собственный мир восприятия, который делает нас уникальными. И это чудесно! Представьте себе двух людей, смотрящих на закат. Один видит в нем буйство красок, символ надежды и нового начала, а другой — предвестник ночи, время уединения и размышлений. Оба смотрят на одно и то же явление, но видят его по-разному. То же самое происходит и в общении. Мы слышим одни и те же слова, но интерпретируем их сквозь призму своего опыта. Это очень сильно осложняет коммуникацию. Часто люди, не дослушав собеседника, додумывают сами недосказанную мысль и делают ошибочные преждевременные выводы. Но бывает, что, даже внимательно слушая слова другого человека, все равно воспринимают их посыл неверно из-за своего иного восприятия. Даже фраза «Я тебя услышал» не означает «я тебя понял», хотя именно это и хотят ею сказать. Как же научиться понимать друг друга в этом многообразии восприятий? Что можно сделать, когда ты слушатель? Прежде всего, необходимо помнить о том, что ваша «карта» — это не единственная истина. Осознайте, что другой может совершенно по-другому относиться к словам. Попробуйте поставить себя на место другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Обязательно задавайте вопросы, чтобы уточнить его точку зрения. Не бойтесь признаться, что чего-то не понимаете или понимаете как-то по-другому. Ведь именно понимание становится мостом в коммуникации. Активное слушание — еще один важный инструмент. Слушайте не только слова, но и старайтесь распознать эмоции, стоящие за сообщением. Обращайте внимание на невербальные сигналы: жесты, мимику, интонацию голоса и даже положение тела. Они могут рассказать о чувствах человека гораздо больше, чем сами слова. И самое главное — проявляйте эмпатию. Попытайтесь почувствовать то, что чувствует другой человек. Это поможет вам понять его мотивы и причины его поведения. Помните, что понимание — это ключ к гармоничным отношениям и эффективному общению. Это искусство, которому можно научиться, прилагая усилия и проявляя искренний интерес к окружающим. Фото: Ninthgrid on Unsplash Теперь представим себе ситуацию, когда вы сами доносите какую-то мысльсобеседнику. Что делать, если ваши слова, искренние и продуманные, воспринимаются совсем иначе? Как построить этот коммуникационный мост, когда кажется, что говорим на разных языках? Первое — ясность и простота. Избегайте сложных терминов и двусмысленности. Говорите прямо и четко, используя конкретные примеры. Убедитесь, что ваши слова соответствуют вашим действиям. Сами уточняйте и переспрашивайте собеседника, правильно ли он вас понял, чтобы убедиться, что вы на одной волне. Будьте готовы к тому, что вас могут не понять. Не обижайтесь и не злитесь. Вместо этого попросите объяснить, что именно вызвало непонимание, и постарайтесь скорректировать свою речь, подобрав другие слова и выразив мысль по-другому. Понимание — это не пункт назначения, а скорее увлекательное путешествие, требующее терпения, внимания и искреннего желания наладить контакт. Помните, что даже в самых сложных ситуациях, когда кажется, что взаимопонимание невозможно, всегда есть шанс построить мост, если оба собеседника готовы двигаться навстречу друг другу. ...

Эту статью описывают теги: взаимопонимание, непонимание

Fri, 09 May 2025 00:00:00 +0300

Советский кинематограф. Как появился кинофильм «Небесный тихоход»?
Ежегодно 9 мая телевидение показывает советские и российские киноленты о подвигах солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны. Одна из них — «Небесный тихоход». Вспомним историю создания этой комедии. В 1944 году все верили, что война вот-вот закончится нашей победой. И в это же время поступил указ правительства СССР «срочно снять весёлый, радостный фильм о наших доблестных воинах». Режиссёр Семён Тимошенко ещё до войны прославился кинолентами «Три товарища» и «Вратарь». А на этот раз он решил снять комедию о лётчиках. На глаза Тимошенко попалась пьеса Уильяма Шекспира «Бесплодные усилия любви», которая и подсказала Семёну Алексеевичу сюжет будущей картины. В пьесе король и его друзья решают не влюбляться в дам, чтобы продвинуться в науке. Но в результате каждый из них нарушает своё обещание. То же самое Тимошенко решил сделать основой для фильма, в котором лётчики поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». Но вскоре любовь берёт своё, и друзья один за другим нарушают данную клятву. Николай Крючков (майор Булочкин) и Василий Меркурьев (старший лейтенант Туча) попали в фильм без проб. А вот на роль капитана Кайсарова актёра не могли найти долго. В одном из театральных училищ преподавал Василий Нещипленко. Он тоже снимался в кино, но звёздных ролей у него не было. Его и утвердили на роль третьего друга. Вскоре был написан сценарий. А название фильму дало прозвище легендарного самолёта «У-2» («По-2», «кукурузник», «тихоход»). Основные женские роли сыграли Алла Парфаньяк, Людмила Глазова и Тамара Алёшина. А в небольшой роли врача блеснула великая Фаина Раневская. Изначально она отказалась, так как ей не понравились ни сценарий, ни тема. Однако актрису удалось переубедить. Кадр из фильма «Небесный тихоход», киностудия «Ленфильм», 1945 г. Консультантами были реальные пилоты. На этих съёмках едва не погибла Алла Парфаньяк. Она уговорила одного из лётчиков взять её с собой в полёт, однако не пристегнулась, из-за чего чуть не выпала из кабины во время «мёртвой петли». Актрисе даже был сделан официальный выговор. Фильм снимали в освобождённом Ленинграде, аэродром — в «Левашове», больницу — на Елагином острове, где можно заметить разрушенный Елагин дворец. Военную форму брали с настоящих воинских складов. Николай Крючков вспоминал съёмки картины с теплотой. За это время актёр успел подружиться с композитором Василием Соловьёвым-Седым и поэтом Алексеем Фатьяновым. Органичным украшением «Небесного тихохода» стала музыка Василия Соловьёва-Седого. Слова к песне «Первым делом — самолёты» написал Алексей Фатьянов, но вскоре он уехал в Москву. Однако Василий Соловьёв-Седой встретился с поэтом Соломоном Фогельсоном и описал ему сцену, для которой нужна песня. И в результате дома у композитора они создали творение «Пора в путь-дорогу». Первую песню исполнили три главных героя, а вторую — они же вместе с Катей Кутузовой и Машей Светловой. Есть также информация, что во время песни «Пора в путь-дорогу» за кадром звучит голос Ружены Сикоры. 1 апреля 1946 года «Небесный тихоход» вышел на экраны. Едва выйдя в прокат, фильм стал всенародно любимым. Картина имела большой успех у зрителей не только из-за отваги и героизма героев и героинь этой картины, но и благодаря песням, которые мгновенно пошли в народ, да и сегодня исполняются на концертах. Несмотря на критику, кинолента собрала в прокате 21,37 миллионов зрителей и заняла 2-е место. Фразы героев стали народными цитатами и афоризмами: «Первым делом, первым делом — самолёты». «Мне сверху видно всё, — ты так и знай!». «Легче „Медного всадника“ в ЗАГС свести, чем одного из нас». «Тут же ас нужен, а не У-два-с». Кстати, есть у фильма и своеобразное продолжение: в ленте 1974 года «Верный друг Санчо» герой Василия Меркурьева снова поёт «Пора в путь-дорогу». Во время исполнения песни в комнате видны фотографии его фронтовых товарищей — Василия Булочкина, Сергея Кайсарова и Екатерины Кутузовой. Но этот фильм не стал таким же популярным. В 1970 году «Небесный тихоход» был отреставрирован и переозвучен. Картину переозвучивали в основном те же актёры. А вот героиню Фаины Раневской озвучила Анна Лисянская. Новая версия на 10 минут короче первоначальной. И сегодня зрителю доступны оба варианта фильма. Но это не самое главное. Главное, что фильм не утратил ни капли народной любви, а в майский праздник транслируется на многих телеканалах. Без этой картины не обходится ни один День Победы. В фильме ясно показано, что война — не преграда для чувств, а «тихоходы» так же необходимы в столь переломные для страны моменты. ...

Эту статью описывают теги: Небесный тихоход, советское кино, кино о войне

Fri, 09 May 2025 00:00:00 +0300

Как появилась песня о Дне Победы?
9 мая 2025 года исполняется 80 лет Великой Победе. В этом же году исполняется ровно 50 лет песне Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы». Без неё не может обойтись 9 Мая. Однако песня могла и не дойти до слушателей. История началась с конкурса на лучшую песню о войне, который Союз композиторов СССР объявил накануне 30-й годовщины Победы. Поэт Владимир Харитонов в марте 1975 года предложил композитору Давиду Тухманову написать песню, посвящённую войне. Музыку композитор написал довольно быстро, и песня успела прозвучать на конкурсе. Исполнила «День Победы» супруга Тухманова — поэтесса и певица Татьяна Сашко. Прослушивание вызвало негативную реакцию других композиторов, против песни прозвучали резкие высказывания, о чём вскоре узнало и Гостелерадио СССР. Юрий Захаров, один из основателей ВИА «Лейся, песня», вспоминал: «В марте 1975 года Давид Фёдорович Тухманов принёс свою нотную партитуру с набросками аранжировки будущего произведения „День Победы“, которая затем была доработана совместно с музыкантами „Лейся, песня“ и практически сразу, в марте, записана в „Доме радио“ в Москве. А в мае 1975 года песня прозвучала в эфире на радиостанции в исполнении вокально-инструментального ансамбля „Лейся, песня“». В это же время песня заинтересовала Льва Лещенко. Певец рассказывал: «Ко мне подошёл один из редакторов „Юности“ и сказал, что есть хорошая песня, которую зарубили на худсовете. Я заинтересовался, кто её записал. Оказалось, что Таня Сашко, жена композитора Давида Тухманова. Спрашиваю, а есть клавир какой-то. Да, говорят, есть и клавир, и партитура — вон они лежат. Я с Тухмановым даже не стал тогда разговаривать. Просто сказал, хорошо, возьму её в поездку, может, что и удастся. Буквально в поездке мне ребята из „Мелодии“ сделали лёгкую аранжировку, и мы решили попробовать. В конце апреля 1975-го в Алма-Ате состоялась премьера песни. Я увидел, что с залом творится нечто невероятное». В мае 1975 года накануне очередной годовщины песню исполнил Леонид Сметанников в передаче «Голубой огонёк». Затем её исполнил и Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова, концерт которого транслировался по радио. А в ноябре 1975 года песня прозвучала в прямом телеэфире в исполнении Льва Лещенко. И это был триумф. Публике настолько понравилась песня, что её попросили исполнить на «бис». Так песня и стала народным шлягером. Её запел весь Советский Союз, а сегодня поёт вся Россия. Песня «День Победы» стала лауреатом фестиваля «Песня-75». Затем в течение всего 1976 года на Гостелерадио приходило множество писем с просьбой повторить эту песню, что и сделали на фестивале «Песня-76». А «День Победы» стала своеобразной визитной карточкой Льва Валериановича. Песню также исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха. Леонид Ильич Брежнев как-то сказал Харитонову: «Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню». Композитор Владимир Шаинский сказал о песне так: «Песня как бы повернула время вспять. И хотя написана была через три десятилетия после войны, кажется, что именно с ней мы победили». С этим нельзя не согласиться, так как сегодня песня «День Победы» пользуется большим успехом у разной возрастной аудитории. В День Великой Победы этот поистине народный шлягер звучит с телеэкранов и из радиоприёмников. В этой песне отражается гордость тех, кто в 1940-е годы сражался за мирное небо над головой, кто спас родную землю ценой собственной жизни. Это одновременно и гордость, и скорбь («радость со слезами на глазах»), и память о бессмертном подвиге соотечественников. ...

Эту статью описывают теги: День Победы, военные песни, Давид Тухманов, Лев Лещенко

Fri, 09 May 2025 00:00:00 +0300

Как действовать при встрече с дикими животными в лесу?
С наступлением тепла все больше людей ходят в лес на прогулку. В лесу встречи человека с дикими животными происходят, как правило, безболезненно, но иногда бывают опасные ситуации. Чтобы обезопасить себя и избежать проблем, нужно знать типичное поведение животных и правильно вести себя. Сохраняйте спокойствие Сохранять спокойствие, выдержку и самообладание. Охотникам, военным и всем опытным людям знакома сентенция: «не падайте раньше выстрела». Добавлю важное: дикое животное само вас боится. Нападение стаями (волков) — очень редкий случай на цивилизованной территории России. Приближается зверь к человеку лишь в исключительных обстоятельствах: при ранении, в агрессивном состоянии (в том числе черный камчатский медведь до 200 кг весом), для защиты потомства, местности, которую считает своей, вплоть до норы или берлоги (можно сразу не заметить в лесу), в состоянии крайнего голода. Лисы, волки, медведи, бывает, заходят из леса даже в деревни в поисках пищи и помоев, особенно зимой. Дикие кабаны могут двигаться стаей, но и они «соблюдают приличия», если их не трогать. Держите животное в прямой видимости и не делайте резких движений. Не бегите без оглядки, не идите в его сторону. Вы можете пронзительно закричать, не ограничивая себя. Можете сделать громкий хлопок в ладоши или серию хлопков — это «дикаря» испугает. Если есть возможность и дикарь не уходит (что крайне маловероятно), можно взять сухую палку, зажечь ее и помахать в сторону зверя. Животные боятся огня и всего непонятного. Если двигались — идите дальше. Стояли на месте — подождите, а затем медленно продолжайте движение, контролируя взглядом то, что впереди вас, и действия зверя. Как правило, дикое животное убежит от вас, кем бы они ни было — медведем, косулей или лосем; и вы еще пожалеете, что не сфотографировали «рандеву» вовремя. Если вы в лесу с собакой, то бояться тем более нечего. Дикие животные ее чувствуют по запаху, как и она их. Могут представлять опасность случаи, когда животное ранено (не вами), стремительно бежит напролом, оно может напасть на человека. Но это крайне редкий случай. Во-первых, присутствие охотников вы услышите (выстрелы) — соответственно, в этом районе вам делать нечего, покиньте его заблаговременно. Во-вторых, подранков охотники обычно быстро находят с помощью собак, так что раненые дикие животные по лесу не шляются. Частый случай может быть таким: ранение дикого животного от другого зверя или охотничьего капкана. Но в этом случае оно не может нанести вреда, ибо само нуждается в помощи. Наиболее опасные животные Агрессия у животных не проявляется без причины. Опасны змеи-гадюки (ужи не опасны): против них поможет высокая обувь — сапоги или берцы с заправленными брюками. Понятно, что в чулках или колготках, ежели только вы не придумали для себя pin-ap фотосессию, заходить в лес не стоит. Среди диких животных и ползучих гадов не все равнозначны. Относительно опасны все хищные, питающиеся в том числе мясом — волки, кабаны и медведи. Совы, какими бы страшными не делали глаза, не опасны. Дикие животные в привычной им среде обитания не опасны сами по себе, а могут представлять угрозу для человека в случае отклоняющегося поведения, причины которого — болезнь, голод, ранение, нарушение природного цикла жизнедеятельности, защита «дома» и потомства. К примеру, зимняя спячка у медведя должна быть с ноября, но из-за аномально теплой погоды, когда в январе и декабре дожди и без снега, особи просыпаются раньше, путая времена года, и тогда неприкаянно-неадекватно могут шататься по лесу. Так появилось в охотничьем жаргоне выражение «медведь-шатун». Крупные дикие животные опасны в период гона, то есть в брачный период. В это время никто, согласитесь, не любит и не терпит, когда пытаются давать советы или мешать природным явлениям своим присутствием. Другим частным случаем является миграция диких животных из-за природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций. Это лесные пожары, боевые действия, распространение радиации, кислотных осадков на территории привычного обитания диких животных. И тогда звери могут мигрировать за сотни километров от насиженных мест. Они не в своей нормальной роли, потому опасны, и можно встретиться совершенно непредсказуемо. Знания о природе явлений помогут. Если природа испытывает условно нетипичные, аномальные явления или вы осведомлены, что в соседнем районе за 100 км идут военные действия, это надо учитывать и в лес заходить с осторожностью. Если уж очень приспичило. Фото: Ethan Currier on Unsplash В обычной ситуации, без эксцессов, если видите крупное дикое животное, такое как волк, кабан или медведь, осмотритесь, не находится ли рядом берлога или нора, в которой живут детеныши. Тогда с соблюдением рекомендованных мер предосторожности, без резких движений покиньте опасное место, при этом не провоцируя животное, руками не размахивайте, спиной к нему не поворачивайтесь. Выбирайте траекторию движения наискосок, видя боковым взглядом и животное. Как можно узнать, что рядом медведь или кабан? При движении животные издают шум. Шуршит трава, ломаются мелкие ветки — все это звуковое сопровождение движения. Мишки могут реветь, кабаны — хрюкать, волки — выть (днем, как правило — нет). На земле в местах постоянного обитания диких животных всегда есть их продукты жизнедеятельности. По свежести их, объему или запаху можно понять, насколько давно или часто тут дефилирует медведь или кабан. Дополнительные средства помощи и безопасности Среди нелицензионных, находящихся в свободной продаже средств есть «сигнал охотника». Это устройство с одним или двумя стволами длиной примерно 12 см, умещается в кармане. С одного конца устройства по резьбе накручивается патрон (бывают шумовые или световые с разным цветовым спектром) — небольшой картридж диаметром 2 и длиной 3,5 см. «Пуск» осуществляется оттяжкой пружины и резким сбросом бойка. Устройство безопасно и не требует обучения для применения. Но предварительная тренировка никогда никому не вредила. Устройство не рекомендовано, но фактически может быть использовано даже ребенком с пониманием простых действий — от 5−7 лет. Производитель такие рекомендации не будет подтверждать, а тут в тексте разговор предметный — о крайних случаях действий в условиях необходимой обороны и крайней необходимости (есть такие определения и понятия в уголовном праве). Главное — меры безопасности: стрельба производится вертикально или, в крайнем случае, под углом к земле или горизонтально, но картридж обязательно направлен от себя и не вниз — не себе под ноги и не в ближайшее дерево, чтобы не получить обратный рикошет. Устройство с общим названием «сигнал охотника» является упрощенной ракетницей, их объединяет принцип действия. Картридж при выстреле издает громкий звук, его световая ракета летит на дистанцию до 40 метров. Устройство и «патроны» к нему приобретают свободно даже в Интернете на маркетплейсах, в магазинах для охотников. «Сигнал охотника» придуман именно для целей отпугивания животных и оповещения (сигнала другим) о своем присутствии и обозначении места. Соответственно, имея «ракетницу» в лесу с 10−30 патронами «боекомплекта», можно чувствовать себя в большей безопасности, чем без нее. Кроме этого варианта, есть и другие в свободной продаже — к примеру, спортивная ракетница типа ПУ-26. Можно приобрести отдельные одноразовые ракеты ручного запуска, световые — тоже без лицензии, они дают внешний эффект много громче и ярче, чем «сигнал охотника», но и дороже, соответственно. Эти устройства можно приобретать и хранить свободно (без ограничений по закону). Единственное ограничение может быть в том, чтобы хранить такие вещи в недоступном для детей и граждан с психическими отклонениями месте. Можно ходить в лес с пистолетом, снаряженным не газовыми, а шумовыми патронами, и ОООП — огнестрельным травматическим оружием ограниченного поражения, стреляющим резиновыми пулями и с выстрелом такой же громкости, как и боевое. На эти варианты нужно получить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний владения оружием и предварительно оформить лицензию и разрешение на покупку в отделе лицензионно-разрешительной работы подразделения федеральной службы войск национальной гвардии (ОЛРР ФС ВНГ Росгвардии) по территориальности — по месту жительства. Хочется добавить для женщин: лучше всего не забредайте в лес одна, возьмите в компанию надежного мужчину, с ним спокойнее и веселее. Когда будете слушать «собаку Баскервилей» в темном лесу, спутник сможет рассказать вам приличный анекдот, чем улучшит состояние до близкого к уверенности, ибо юмор — лучшее против страха средство. Общие рекомендации К неожиданностям на природе и в лесу нужна общая предварительная подготовка. Не только физическая, но и ментальная, психологическая. И следующие рекомендации в помощь. В лесу можно заблудиться. Особенно если с испуга и по неопытности бежать от дикого животного «куда глаза глядят», хоть за вами и не гонятся. Если заблудитесь в большом лесу, опасность может поджидать похуже, чем встреча с животным. В первую очередь, страх — самая сильная человеческая базовая эмоция, гораздо сильнее любви, он приводит к панике. Вы в одиночестве, рядом никого, место незнакомое, выхода нет, темнеет, вокруг страшные звуки — то верхушки деревьев друг об друга от ветра трутся, то птицы кричат, то совы, да еще и дождь полил… Ночью будет дополнительная опасность — холод. Взрослые люди могут погибнуть в лесу (если плохо одеты) за 5−6 часов при температуре воздуха до +10 градусов Цельсия, они просто засыпают от страха и усталости. Вообразите эту ситуацию еще сейчас, пока вы не в лесу. Даже если слышите «крики на болотах от собаки Баскервилей», старайтесь взбодриться. Чтобы взбодриться и не поддаваться панике, лучшее решение — двигаться. Также поможет самоанализ. Спросите себя, «где ваша не пропадала», уже столько терпели от ударов судьбы, и скажите себе: «Ну, ладно уж, потреплю еще немного». Вспомните любой юмор или сарказм, вообразите себя уже на выходе из сложной ситуации, в перспективе на два дня позже, как и с какой жестикуляцией будете рассказывать знакомым о лесных приключениях. Это также поможет справиться со страхом. Фото: Jesse Gardner on Unsplash Когда стемнело в лесу, главное — дожить до рассвета. Помните о главном — «не падать раньше выстрела», важно самообладание и логика размышлений пока еще не потревоженным интеллектом. Вспомните о том, какова статистика и вероятность того, что, зайдя в лес «по нужде» или «за ягодами-грибами» и даже пробежав от зверя, вы вряд ли углубились в чащу на 100 тысяч км. Следовательно, трасса, проезжая дорога где-то рядом. Напрягайте слух, идите на технические звуки, издаваемые транспортными средствами. Периодически громко кричите, призывая помощь. Так вы дополнительно отпугнете диких зверей. Вспомните о сотовом телефоне. Но главное — о компасе. Если телефона нет или разряжен, ориентируйтесь по звездам, по срубам на пнях, если их найдете: годовые кольца на пнях удлиняются к северу. Мох тоже растет на северных склонах возвышенностей или кочек. Чтобы не замерзнуть, разведите огонь из подручного материала — так переночуете, если стемнело. Утром или днем помечайте свой путь — делайте насечки на стволах деревьев на уровне лица, чтобы знать, что вы не кружите вокруг одного места. Выберите одно направление, желательно на шум или по солнцу, и смело двигайтесь вперед. ...

Эту статью описывают теги: дикие животные, прогулка в лесу

Thu, 08 May 2025 00:00:00 +0300

Инвестиции во «вторичку»: какие квартиры в Петербурге легко продать или сдать
Инвестиции в недвижимость всегда считались относительно надёжным способом сохранить и приумножить деньги. В условиях экономической турбулентности интерес к «вторичке» в крупных городах, особенно в Санкт-Петербурге, остаётся стабильным. При этом рынок вторичного жилья неоднороден. Одна квартира уходит за неделю, другая стоит без движения месяцами. Причина — в ликвидности. Под ликвидностью понимают способность квартиры быть быстро проданной по цене, близкой к рыночной. Это свойство определяет, насколько легко инвестор сможет вернуть вложенные деньги или начать получать доход с аренды. Выбирая квартиру-вторичку, важно учитывать ряд параметров, от которых зависит её рыночная привлекательность не только сейчас, но и в перспективе. Первый критерий — местоположение. Центр Петербурга давно закрепил за собой высокий ценовой порог, но это не единственный ориентир. Востребованы районы с развитым транспортом, близостью метро, понятной и плотной городской средой. Московский, Приморский, Калининский, Красногвардейский — именно туда чаще смотрят инвесторы. В спальных районах шанс на доход выше, если рядом с домом работают крупные предприятия, университеты или логистические центры. Следом идут параметры самого дома. Тип постройки, год ввода в эксплуатацию, техническое состояние. Панельные дома старого образца проигрывают кирпично-монолитным новостройкам в комфорте, но иногда выигрывают в локации. Также важен этаж — слишком высокий или первый может снизить интерес к объекту. Лифт, закрытый двор, состояние подъезда и наличие парковки — детали, но они работают на общее впечатление. Планировка и состояние квартиры тоже имеют значение. Прямоугольные комнаты, окна на две стороны, изолированные спальни — это предпочтительный вариант для аренды и перепродажи. Маленькие кухни, проходные комнаты, тёмные коридоры могут снизить стоимость и замедлить сделку. Свежий косметический ремонт не всегда обязателен, но порядок в квартире играет роль: чистые стены, рабочая сантехника, окна без трещин сразу упрощают коммуникацию с покупателем или арендатором. Отдельного внимания заслуживает юридическая чистота. Подлинность документов, прозрачность истории владения, отсутствие обременений. Вложиться в квартиру с проблемным прошлым — всё равно что связать деньги на узел. Проверка документов — это не пункт формальности, а часть инвестиционной стратегии. Ликвидная квартира часто сочетается с арендным потенциалом. Особенно это важно тем, кто планирует получать доход сразу, а не перепродавать в перспективе. Здесь важна близость к вузам, больницам, промышленным объектам. Однокомнатные и студии — самые популярные форматы. Двухкомнатные тоже находят арендаторов, особенно если комнаты раздельные. Трёхкомнатные — реже, разве что речь идёт о семейных квартирах в районах с хорошими школами. Район с потенциалом роста — ещё один козырь. Новый парк, метро, реконструкция промзоны — всё это влияет на спрос. Инвесторы, умеющие читать градостроительные планы, выходят на рынок раньше и покупают дешевле. Через год-два жильё там дорожает. Рентабельность зависит не только от аренды, но и от роста стоимости самого объекта. Неподходящий объект — это не всегда аварийный дом. Иногда ликвидность снижается из-за специфики планировки, переоценки собственником, сложностей в документах. Квартиры на первых этажах над магазинами, бывшие коммуналки, помещения с неузаконенной перепланировкой — все они требуют детального анализа. Некоторые из них можно привести в порядок и выгодно перепродать, но это отдельный путь с другими рисками. Доходность можно оценить по простой формуле: годовая арендная ставка делится на сумму вложений. Например, при аренде за 30 тысяч рублей в месяц и покупке квартиры за 5 миллионов, ставка составит около 7%. Это выше, чем банковский вклад, но требует включённости в процесс. Ещё один фактор — рост цены. Если объект дорожает на 10% в год, совокупная доходность возрастает. Сейчас вторичный рынок в Петербурге остаётся активным. Средняя стоимость метра растёт, особенно в локациях с новыми станциями метро. На фоне колебаний ключевой ставки и политики банков, спрос на небольшие квартиры сохраняется. Люди покупают для аренды, студенты — для учёбы, семьи — для детей. Продавцы же всё чаще идут на торг, особенно если квартира не уходит в течение месяца. Если инвестор умеет выбирать объекты и проверять детали, вторичное жильё может приносить стабильный доход. Главное — видеть перспективу и не торопиться с выбором. Рынок Петербурга даёт достаточно возможностей для тех, кто умеет считать и анализировать....
Thu, 08 May 2025 00:00:00 +0300

Экранизация романа Валентина Пикуля «Баязет». Что пришлось пережить русскому гарнизону во время осады крепости турками?
Более 20 лет назад на экраны вышел сериал «Баязет», снятый по одноименному роману Валентина Пикуля. Действие фильма происходит во время Русско-турецкой войны 1877−78 гг. Когда турецкие войска без боя сдали крепость, русские не почувствовали подвоха и, как герои, вошли в нее. А целью неприятеля было собрать весь гарнизон и прихлопнуть, как в мышеловке. Русское правительство взяло под защиту армян, находившихся в Баязете. Их в любой момент могли перерезать турки. Гарнизон зажил обычной жизнью. А тем временем в закулисье шла своя борьба за выживание, но только уже с чиновниками и поставщиками продовольствия для солдат. Даже денежное довольствие приходилось вырывать буквально с боем. Существовал, конечно, и другой способ — взятка. Но был случай, когда офицер, однажды давший ее, чтобы получить деньги для Баязета, чуть было не поплатился жизнью. Он побоялся огласки и отправился в петлю. Правда, его успели спасти. Наживался на русской армии даже маркитант — поставщик продуктов. Без зазрения совести он накручивал цены в несколько раз, за что впоследствии был жестоко побит русским военным. Однажды осажденные поняли, что в крепость перестала поступать вода. Турки остановили механизм, надеясь сломить русских жаждой. Начались томительные дни без воды. Особенно страдали раненые и дети. Пытку усиливала и чудовищная жара. Как назло, за эти дни не выпало ни капли осадков. Тогда ночами так называемые охотники выбирались из крепости и набирали воду в ближайшей реке. Но и эту возможность турки пресекли. Они стали сбрасывать в воду трупы. Теперь это была не вода, а настоящий трупный яд. Кадр из сериала «Баязет», студия «Президент-фильм», 2003 г. Все эти неурядицы, конечно, мешали офицерам поддерживать жизнеспособность гарнизона. Но самым тяжелым ударом оказалось назначение нового коменданта крепости. Полковника Хвощинского отстранили, вероятно, из-за слишком обостренного чувства справедливости и чести. На его место прислали абсолютно негодного полковника Пацевича. И понеслось! Он оказался беспробудным пьяницей. Все проблемы в буквальном смысле заливал вином. Однажды он получил приказ действовать. Подняв солдат, Пацевич отправился вон из крепости в поисках турок. Кончилось это жестокой трепкой и напрасными жертвами. Прямо во время боя, чувствуя свое бессилие, Пацевич позорно передал командование Хвощинскому. Но было поздно исправлять ошибки. В этой бессмысленной резне Хвощинский погиб. Остатки войска вернулись в Баязет. Зато, в противоположность командиру, русские солдаты в любой ситуации проявляли свою стойкость и верность присяге. Однажды допившись до белой горячки, Пацевич приказал вывесить белый флаг и открыть ворота. Но офицеры не обращали внимания на старика и четко выполняли свои обязанности. Они не отсиживались в казематах, а наравне с солдатами находились под пулями, корректируя стрельбу. Истерику старика прекратила пуля. Что интересно, попавшая ему в спину. Впечатляет эпизод, когда Крымский ударный батальон получил приказ вступить в дело. Задачей было отвлечь на себя турок и как можно дольше их продержать, чтобы дать время войскам в Баязете подготовиться к осаде. Воины знали, что идут на верную смерть, но на их лицах не было ни тени сомнения и страха. Вот что значит верность присяге! Одним из самых запоминающихся моментов был подвиг русского артиллериста. Мужчина от природы обладал прекрасным глазомером и умел наводить орудие точно в цель даже в сложной ситуации. Его тяжело ранило. В это время турки стали обстреливать крепость из мощного орудия. Стены толщиной в несколько метров крошились, как мел. Кадр из сериала «Баязет», студия «Президент-фильм», 2003 г. Тогда комендант обратился к врачу с просьбой привести в чувство умирающего артиллериста. Доктор сказал, что можно вколоть ему морфий — солдат придет в себя, но как только действие лекарства пройдет, раненый неминуемо умрет. Комендант настоял на своем. Раненого снайпера вытащили на носилках к орудию. Он оправдал надежды и попал в цель. Жестокий обстрел прекратился. Интересно, что в конце фильма кратко рассказывается о дальнейшей судьбе некоторых героев Баязета. Со времен Русско-турецкой войны прошло уже почти полтора века, а русский солдат не изменился. Он все такой же храбрый, находчивый, готовый отдать жизнь за свое Отечество и в критическую минуту, не задумываясь, прикрыть собой сослуживцев. ...

Эту статью описывают теги: Валентин Пикуль, Баязет, Баязетское сидение, историческая литература, экранизация, русско-турецкие войны

Wed, 07 May 2025 00:00:00 +0300